Александр Клименко: «Платить налоги под пулями»

Александр Клименко Бывший глава Миндоходов Александр Клименко продолжает анализировать нынешнее состояние дел по сбору налогов в зоне АТО.

Решение фискальной службы пойти навстречу плательщикам Донецкой и Луганской области в части перенесения сроков подачи отчетности и уплаты налогов и сборов считаю крайне необходимым, хоть и несколько запоздалым. Также правильным шагом считаю предоставленную плательщикам из зоны АТО возможность списать налоговый долг как безнадежный. Я рад, что руководство Госфиска прислушалось к аргументам и приняло такое решение.

НО: между принятием решения и его исполнением есть большая разница. Стратегически все верно, но как для обычного плательщика налогов, например, из Донецкой области, реализовать это на практике?

Например, предприниматель N живет и работает в Краматорске. Его бизнес, допустим, мебельное производство, полностью остановился из-за военных действий. Он прочитал заверения г-на Билоуса в интернете и решил воспользоваться предоставленной Госфиском возможностью и перенести сроки уплаты налогов.

И вдруг оказывается: для того, чтобы перенести сроки уплаты налогов или подачи отчетности, предприниматель N должен, кроме всего прочего, предоставить в налоговый орган справку о действии обстоятельств непреодолимой силы.

После долгих поисков, предприниматель выясняет, что справку эту выдает Торгово-промышленная палата. Он в недоумении и звонит в эту организацию, чтобы собственно узнать, как сей документ получить. Указанный на сайте ТПП телефон естественно работает только с 14:00 до 17:00. И все это время он, конечно же, занят напрочь. Дозвониться удается где-то на третий день. И плательщику, которому повезло пообщаться с функционерами палаты, говорят, что справку выдает только Донецкая ТПП (в районе аэропорта, где идут каждодневные бои).

Поскольку расстояние между Краматорском и Донецком порядочное — 96 километров, которые и в мирное время достаточно сложно преодолеть, а сейчас просто невозможно – предприниматель N решает вначале позвонить в донецкую ТПП и все уточнить. Повторив трехдневную процедуру дозвона, он выясняет, что, оказывается, такие справки Донецкая ТПП выдавать права не имеет и вообще не знает, как их делать! Итак, чтобы получить требуемую Госфиском справку, необходимо письменно (почта или электронная почта) обращаться лишь в Торгово-промышленную палату Украины, изложить в заявлении для чего нужна справка и обстоятельства, которые вы считаете форс-мажорными. В течении 10 дней обращение будет рассмотрено и, если есть на то основания (интересно, как это определяют в ТПП?), будет выдана справка.

И, более того, оказывается – эта услуга ПЛАТНАЯ! Справка стоит 1900 грн. К сведению: штраф за неподачу налоговой отчетности в сроки – 170 грн. первый раз в течение года, а в случае повторной не подачи – 1 020 гривен. Как думаете, какой рациональный выбор сделает предприниматель N?

Если все же наш сознательный предприниматель титаническими усилиями смог получить эту справку, перед ним встает следующий вопрос – куда же собственно нести или отправлять эти документы? Налоговые инспекции в зоне АТО естественно закрыты, все налогоплательщики переведены на обслуживание в Мариуполь. Потратив несколько часов на дозвон на горячую линию налоговой «Пульс», а затем еще столько же — в мариупольскую налоговую, выясняется, что штат этой инспекции едва справляется с налогоплательщиками самого же Мариуполя. А для того, чтобы обслуживать плательщиков других городов у них элементарно не хватает персонала.

Предприниматель N, посмотрев на всю эту ситуацию, решил, что видимо государству не так уж и сильно нужны его налоги, раз вопросами их уплаты никто не хочет заниматься, кроме него самого…

Итак, то, что Госфиск хочет помочь людям – это однозначно плюс. То, что не хочет или не может помогать людям по-человечески – это минус.

Общаясь сегодня с предпринимателями Донецкой и Луганской областей – я говорю не о крупном бизнесе, а о рядовых предпринимателях, представляющих мелкий и средний бизнес региона – я вижу полную растерянность и непонимание того, что им делать с уплатой налогов в такой ситуации. Например, встает вопрос – поменялись ли реквизиты или нет, куда, собственно, платить налоги? Люди хотят заплатить налоги даже под пулями, но не знают куда. Неумелые, не продуманные до конца действия властей разрушают налоговую культуру, которая формировалась годами кропотливым трудом.

Игорь Билоус, продемонстрируйте же наконец свой хваленый менеджерский подход! Я понимаю, что у госаппарата нет опыта работы в условиях вооруженного конфликта. Но это отличная возможность проявить нестандартный подход, найти креативные решения, доказать свою способность мыслить инновационно, вне старых шаблонов!

Вариантов масса:

Во-первых, справка из Торгово-промышленной палаты – не единственный документ, которым можно обосновать наличие форс-мажорных обстоятельств. Отдельные нормативные акты Президента страны, Кабинета министров и так далее, могут вполне справиться с этой ролью.

Во-вторых, Госфиск мог бы взять ответственность и на себя, издав собственный нормативный документ или инициировать его принятие правительством. Если фискальная служба своим приказом может приостановить работу любой инспекции в зоне АТО, что мешает добавить в приказ одну строку со следующими словами: «плательщики, обслуживающиеся в указанной инспекции, считаются попавшими в форс-мажорные обстоятельства и не подлежат ответственности за нарушение сроков подачи отчетности и несвоевременную уплату налогов»?

И третий вариант: можно было бы от Госфиска напрямую обратиться за разъяснениями о порядке получения справки в Торгово-промышленную палату и, получив их, разместить на сайте и в сервисных центрах простой и понятный каждому алгоритм – куда именно обращаться, форму заявления, перечень документов и т.д.? Или же просто получить единое разъяснение от ТПП для всех плательщиков указанных регионов, не заставляя их проделывать столько ненужных никому движений.

Кроме того, что мешает выделить специальных консультантов для работы с плательщиками из зоны АТО, хотя бы дистанционно? Тем более что инфраструктура есть – тот же интерактивный сервис «Пульс», существующий уже более двух лет, способен эффективно сработать в критической ситуации!

Если Арсеній Яценюк настаивает, что в Украине нужно менять отношение к плательщику налогов, то начинать нужно не с мегаконцепций, а с таких простых и очевидных вещей, о которых я написал выше. Если не сделать этого сейчас, то любые налоговые реформы, кто бы их не разрабатывал — Минфин или МЭРТ – так и останутся пшиком! Ведь государство стремительно теряет самый ценный актив – доверие налогоплательщиков, доверие своих граждан.

Источник: https://www.facebook.com/O.V.Klymenko/posts/672420836168008