Выступление министра финансов на Национальном совете реформ 3 сентября 2015

jaresko

 

После стабилизации государственных финансов которого нам удалось достичь последние 8 месяцев, наша ключевая задача — дать толчок росту экономики. Чрезвычайно важным шагом для этого является создание прозрачной, ответственной налоговой системы. Новая налоговая система:

Презентационные материалы к выступлению о налоговой реформе (reform2015.pdf)

  • Обеспечивать справедливость, прозрачность и солидарность в системе;
  • Стимулировать инвестиции, экономический рост и создание рабочих мест;
  • Улучшение качества государственных услуг для бизнеса.

 

От того, как будет выглядеть налоговая система, зависит, действительно мы сделаем шаг навстречу тому, чтобы наша страна была более справедливой, чтобы права всех наших граждан и предприятий были равны. Мы не сможем восстановить доверие в обществе и в бизнесе к государству, пока у нас одни будут «равнее» других, а бизнес, работающий легально, не может быть конкурентоспособным в экономике.

 

То, какова налоговая система, в значительной степени будет определять, будет хотеть как украинский, так и международный бизнес инвестировать в нашу страну, создавать в ней новые рабочие места. Поэтому мы должны создать дружелюбное к бизнесу, простое налоговое законодательство.

 

В то же время, реформируя налоговую политику, мы все должны быть ответственными и найти модель, которая, обеспечив снижение налогов для бизнеса, а также обеспечит надлежащее финансирование страны ведет оборонительную войну, так же как финансирование нашей социальной сферы, образования, здравоохранения и тому подобное. Очень важно не разбалансировать полностью систему государственных финансов, здоровье которого напрямую влияет на работу банковской системы и на курс гривны. Мало кто будет спорить, что низкие ставки налогов не играют роли, если сегодня доллар стоит 20 гривен, завтра — 40 гривен, а послезавтра — 35. Планировать и вести бизнес-деятельность в условиях чрезвычайной волатильности совершенно невозможно.

 

Найти пути к такому баланса было крайне трудно. Но за полгода упорной работы над проектом реформы, мы изучили опыт реформирования многих успешных стран, тщательно опросили бизнес и общественность о том, что в налоговом поле мешает работать сегодня, проанализировали возможное влияние на инвестиционную благоприятность и бюджет 14 различных налоговых моделей.

 

Позвольте мне дать свои рекомендации, как можно построить в Украине справедливое, прозрачное, простую, ответственную, устойчивую и эффективную налоговую систему. Мое предложение — это комплексное и всеобъемлющее решение для проблем, которые сегодня существуют в налоговом поле нашей страны.

По нашему глубокому убеждению, именно принципы — это то, что должно быть краеугольным камнем в налоговой реформе. Ведь именно принципы объясняют и определяют, почему мы предлагаем одно, и не согласны с другим.

 

На протяжении более двадцати лет, налоговая система в Украине способствовала позволяла существовать системе, когда в то время, как одни, законопослушные граждане и предприятия, исправно платят налоги, другие уклоняются от них, находят легальные возможности не платить или платить меньше.

 

Поэтому задача налоговой реформы — уменьшить налоговую нагрузку на законопослушных граждан и честный бизнес, и в то же время вернуть в налоговое поле тех, кто уклоняется от уплаты или минимизирует налоги. Каждый должен принимать такое участие в финансировании жизни общества, которая соответствует его финансовым возможностям, а не его способности уклоняться от налогов.

 

Только построив налоговую систему, базирующуюся на этих принципах, — справедливости, прозрачности, простоты, ответственности, устойчивости, — мы можем обеспечить поднятие уровня доверия наших предпринимателей и граждан в налоговую систему. А финальным результатом этого должен стать рост, в перспективе нескольких лет, налоговой культуры в нашей стране. Не должно так, чтоа уклоняться от налогов считается «нормой». Не имеет действовать правило, что налоги платит только слабый, лишь тот, кто не имеет другого выбора, потому что работает как наемный работник. Взаимоотношения государства и бизнеса в налоговом поле должны строиться на взаимном уважении. Бесспорно, я также понимаю, что для этого качество работы налоговиков также значительно возрасти.

 

Теперь позвольте перейти от фундаментальных основ нашей реформы к конкретному ее содержания.

 

Линейные («плоские») ставки

 

В своей работе мы рассматривали и анализировали модели, предлагают очень значительное снижение ставок, а также более комплексные программы, которые, хотя включают умеренные налоговые ставки, но делают акцент не на них, а для автоматизации администрирования налогов.

 

По результатам тщательного анализа мы пришли к выводу, что лучшей для обеспечения эффективности, справедливости и стабильности налоговой системы Украины является не столько низкие ставки налогов, сколько линейная модель налоговой системы, которая заключается в установлении «плоских» ставок — 20% НДФЛ, 20% НДС , 20% ЕСВ и 20% по налогу на прибыль.

 

В чем главная особенность этой модели?

 

Во-первых, это значительное упрощение администрирования налогов. Сейчас в Украине только по этим четырем налогам существует более 90 различных ставок, используемых налоговыми органами. Это означает значительное усложнение администрирования, стоит дополнительных временных и финансовых ресурсов на администрирование налогов. Введя одну ставку налога, мы обеспечиваем простые правила расчета налогов, а значит — легче администрирования и меньшее пространство для субъективизма проверяющих органов.

 

Как один из важных шагов на пути к такому упрощению, мы также предлагаем принять новый Налоговый кодекс, будет единственным, качественным и простым документом.

 

Во-вторых, линейная модель означает установление равных и справедливых налоговых правил, независимо от сектора экономики, или от того, ты физическое лицо или предприниматель.

 

ЕСВ и НДФЛ

 

Наконец, такая модель означает значительное снижение налоговой нагрузки на заработную плату для всех без исключения граждан и предприятий, вдвое — с 41% (средний 36%) до 20%.

 

Сразу хочу пояснить: конечная цель Министерства финансов — объединить ЕСВ и НДФЛ, обеспечив снижение совокупного налога на зарплату до 20%. Однако будем реалистами — Украина не может позволить сделать себе этот шаг прямо сейчас. Снижение ЕСВ, является бюджетообразующая налогом для пенсионной системы, на 1 процентный пункт, означает потери доходов Пенсионного Фонда на 5 млрд гривен. Налоговая модель, которую мы предлагаем, уже дает нам потери доходов Пенсионного Фонда в размере более 70 млрд гривен.

 

Я знаю аргументы некоторых из вас, что в случае такого уменьшения налогов, это обеспечит быструю детенизации экономики. Однако опыт других стран показывает, что это не так. Даже в условиях резкого уменьшения налогов, быстрая детенизация происходит только в случае одновременного усилению контроля за уплатой налогов. Поэтому Министерство финансов предлагает более взвешенный подход к вопросу.

 

Мы предлагаем переходный период для объединения двух налогов до 2018 года.

 

В течение этого переходного периода, мы предлагаем:

 

  • Установить ставки НДФЛ и ЕСВ на уровне 20%
  • Ликвидировать уплату ЕСВ с работника, имеющего значительно упростить администрирование налога
  • Ввести единую налоговую отчетность по НДФЛ и ЕСВ уже начиная с 2016 года
  • А также предпринять действенные шаги для решения вопроса дефицита и системного кризиса Пенсионного фонда.

 

И по результатам этих действий подготовиться к дальнейшему объединению этих двух налогов со снижением их совокупной ставки до 20%.

 

Также хочу заметить, что несмотря на то, что на этом, переходном этапе мы предлагаем ввести единую ставку НДФЛ на уровне 20%, хотя пока у нас действует две ставки — 15% и 20%, причин говорить о повышении налогообложения доходов граждан не имеет .

 

Ведь, во-первых, одновременно мы предлагаем ликвидировать уплату 3,6% ЕСВ, также уплачиваются работником. А во-вторых, для снижения налоговой нагрузки на наименее защищенные слои населения, мы предлагаем вообще не облагать 1 уровень минимальной заработной платы, на 1 января 2016 будет составлять 1378 гривен. С учетом этих двух изменений, реального повышения налогообложения зарплат не произойдет. Напротив, большинство наших граждан платить будут даже существенно меньше.

 

Простой пример. Работник, получающий 4000 гривен зарплаты «брутто», при действующей системе получал на руки 3218 гривен, а при новой системе будет получать на 200 гривен больше — то есть 3416 гривен.

 

Налог на прибыль

 

Следующая часть изменений, которые мы предлагаем, касается налога на прибыль. Обеспечение ставки этого налога на одном уровне со ставкой НДФЛ позволит уменьшить возможности для манипуляций ставками налогов.

 

Большинство предпринимателей довольна прошлогодними изменениями относительно начисления этого налога, позволили значительно сблизить налоговый и бухгалтерский учет, и ввести упрощенный учет этого налога для предприятий с годовым оборотом до 20 млн грн., Что составляет 95% всех украинских предприятий.

 

Поэтому мы предлагаем оставить «классическую» модель налогообложения этим налогом, одновременно обеспечив дальнейшее ее упрощения. Также, для создания дополнительного стимула инвестиций мы предлагаем ввести уже с 2016 года механизм «инвестиционного налогового кредита». Этот механизм означает, что если предприятию начислен налог на прибыль, скажем, на 100 гривен, то часть этой суммы он может списать на инвестиции, осуществленные в новое производство или оборудования (не ремонт, а именно новые капитальные инвестиции).

 

Таким образом, мы сможем обеспечить сохранение простой в администрировании «классической» модели налога на прибыль с одновременным введением действенного механизма стимулирования новых инвестиций в стране.

 

Упрощенная система налогообложения

 

Следующий раздел налоговой реформы, о которой я хотела бы рассказать, — это упрощенная система налогообложения.

 

Мы ценим, уважаем и очень поддерживаем наших малых предпринимателей и самозанятых лиц. Поэтому мы предлагаем и в дальнейшем поддерживать через упрощенную систему налогообложения микро- и малых предпринимателей, работающих на первой группе единого налога. Также мы предлагаем увеличить порог для тех, кто работает на второй группе, с 1500000 грн. до 2 млн грн., и позволить им вести бизнес без всякого учета.

 

В то же время, мы глубоко убеждены, что упрощенная система не должна быть внутренним оффшором, который позволяет крупному бизнесу почти не участвовать в финансировании жизни общества и страны. Поэтому мы предлагаем:

 

  • Позволить работать на второй группе (и в целом на единой системе) только физическим лицам
  • Объединить третью группу упрощенцев со 2 группой (в новой системе это будет группа «Б»)
  • Установить потолок для работы в «группе Б» на уровне 2 млн гривен оборота в год
  • Изменить систему налогообложения в группе «Б». В частности, мы предлагаем ввести коэффициенты, на которые будет уменьшаться оборот предприятия, для начисления налогов (коэффициент 0,8 в течение первого года).

 

Наконец, мы также предлагаем уменьшить порог для работы на четвертой группе (или в новой системе, на группе «В»), для плательщиков фиксированного сельхоз. налога, а также на уровне оборота в 2 млн грн. в год. Такое снижение «потолка» коснется только 15% плательщиков ФСН, или всего 6,5 тыс небольших сельхоз предприятий из общего числа 41,6 тыс.

 

Новая система позволит значительно уменьшить налогообложение для тех предпринимателей, кто зарабатывают незначительные средства. Например, владелец небольшой мастерской по пошиву рубашек на западной Украине, что совсем небольшой доход — около 36 000 гривен в год, сегодня платит 25,1% налогов с этого дохода, а будет платить только 4%.

 

В то же время, те, кто получают значительно выше состояния — например, IT-специалист, зарабатывает, скажем, 5500 долларов в месяц, или около 1300000 гривен в год, будет принимать немного большее участие в финансировании потребностей государства. Если сейчас он платит смеющиеся 4,4% своего годового дохода, то при новой системе он будет платить 7,7%, оставляя на руках 1200000 гривен в год.

 

Это все равно будет значительно меньше, чем если бы он работал на общей системе налогообложения, и платил более 20% своего дохода. В то же время, это будет шагом на встречу большей справедливости в налоговой системе Украины.

 

НДС

 

Налог на добавленную стоимость чрезвычайно важен для любой страны, повышает справедливость в системе, ведь это налог на потребление. Менее состоятельные граждане обычно меньше тратят, и часто используют продукцию собственного производства. А значит — платят и меньший объем налога, чем те, кто покупает много.

 

Для действительно справедливого налоговой нагрузки в вопросе НДС, мы ликвидировать все имеющиеся льготы по уплате НДС, искривляют конкурентную среду в Украине. Вместо этого, мы предлагаем, при наличии действительной потребности, заменить налоговые льготы предоставлением прозрачной прямой бюджетной поддержки.

 

Налоговая реформа и финансовые потребности страны

 

В завершение, позвольте сказать несколько слов о финансовой стороне предложенной модели налоговой реформы.

 

Эта модель является чрезвычайно выгодной для местных бюджетов, и является следующим шагом по децентрализации нашей страны. В то же время, она означает значительные потери для государственного бюджета. С учетом всех компенсаторов, уменьшение поступлений общего фонда государственного бюджета планируется на уровне 23300000000 гривен.

 

Хочу обратить ваше внимание. Даже без каких-либо изменений в налоговой сфере, дополнительные потребности бюджета в финансировании в следующем году уже составляют более 130 млрд грн.

 

Во-первых, в следующем году уже не будет действовать дополнительный импортный сбор, который в этом году обеспечит около 17 млрд грн поступлений в бюджет. Во-вторых, в 2016 году уменьшатся поступления в госбюджет средств, перечисляемых Национальным банком. Это будет «стоить» нам еще около 28 млрд. Гривен

 

С другой стороны, наши расходы будут только расти. Дополнительно около 16 млрд гривен сверх объемов текущего года планируется выделить на оборонные нужды. Около 19 млрд гривен сверх объемов 2015 необходимо заложить для предоставления энергетических субсидий для населения.

 

Еще около 7 млрд грн. потребуются для финансирования реформ. В частности, на повышение расходов на судебную систему, на увеличение зарплат сотрудникам прокуратуры до рыночного уровня, на финансирование создания новой полиции по всей стране, на реформу госслужбы и тому подобное.

 

Также хочу напомнить, что в бюджет уже есть суммарная задолженность в объеме почти 47 млрд грн (!) Перед бизнесом за предыдущие переплаты налогов или по невозмещению НДС. Если мы хотим вернуть эти средства бизнеса, то эти потенциальные потери доходов также нужно закладывать в бюджет. Только в случае возврата этих долгов — конечно, не за один год, но оно должно произойти, — мы сможем восстановить доверие плательщиков этих налогов к государству.

 

Предлагаемая нами налоговая реформа означает уменьшение ресурсной базы бюджета еще на 23 млрд гривен.

 

На наш взгляд, имея единство и свободу, мы имеем возможность для закрытия такой «дыры» в Украине. Например, часть потребностей можно перекрыть, уменьшив расходы бюджета за счет значительного ускорения закрытия ЦОИВ, что сегодня может длиться годами. Значительный ресурс госбюджета сегодня лежит и в сфере поступлений от госпредприятий, за счет уплаты ими налогов и дивидендов (но для этого мы должны значительно улучшить их финансовую дисциплину и качество управления). Еще один важный ресурс — борьба с контрабандой на таможне, а также борьба с уклонением от уплаты налогов, для чего нужна слаженная работа не только на уровне ДФС, но и на уровне всего руководства страны. Наконец, еще один потенциальный ресурс — это конфискация активов режима, которой страна не может дождаться уже полтора года.

 

Впрочем, хотелось бы завершить свое выступление на позитивной ноте, и для этого скажу следующее.

 

Министерству финансов не меньше каждого из вас хочется провести радикальную налоговую реформу. Реформу, восстановит доверие к экономике, восстановит поступления инвестиций, восстановит экономическую деятельность. Но мы глубоко убеждены, что достичь таких целей можно только комплексной реформой, постепенными изменениями всего восприятия налоговой системы в стране, а не только изменением нескольких налоговых ставок.

 

Для создания действительно привлекательного инвестиционного климата нам нужны радикальное снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда. Но не менее это нам нужно:

 

  • Радикальное упрощение администрирования налогов
  • Радикальное уменьшение субъективизма проверяющих органов
  • Радикальное уменьшение нагрузки на наименее защищенных наших граждан
  • Радикальное восстановление справедливости в системе
  • И наконец, радикальное выравнивания конкурентного поля для работы всех наших предприятий.

 

Только так мы сможем улучшить налоговую культуру в нашей стране, и создать налоговую систему, которая будет:

 

  • Вдохновлять бизнес, стимулировать его осуществлять инвестиции, увеличивать производство товаров и услуг и создавать рабочие места
  • Которая обеспечит справедливость, прозрачность и солидарность в системе
  • И обеспечит улучшение качества государственных услуг для бизнеса

 

Вместе, это все позволит достичь задач, поставленных перед нами в стратегии Стратегии развития Украины +2020.

 

Благодарю за внимание.