Как общаться с проверяющими налоговиками

zvit-penПАМЯТКА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКУ при общении с проверяющими

 

Для того чтобы свободно и в равных условиях общаться с представителем контролирующего органа, налогоплательщик прежде всего должен четко знать свои права и обязанности, которые определяются Конституцией Украины, Налоговым кодексом Украины и другими правовыми нормативными документами, которыми регулируются вопросы налогообложения и правоотношения, принятых по правилам, установленным Законом.

 

Что должен учесть руководитель при проверке:

  • Убедиться в наличии у проверяющих прав на проведение проверки;
  • Не препятствовать проведению законной проверки;
  • Пускать проверяющих только в помещения, используемые для предпринимательской деятельности;
  • Не отвечать на вопросы, если не располагаете точной информацией;
  • Давать ответы только по существу;
  • Не допускать изъятие имущества без составления протокола об изъятии и описи изымаемого;
  • Фиксировать ФИО сотрудников, дающих объяснения проверяющим;
  • Потребовать от проверяющих составления документа по итогам проверки (акта, протокола осмотра и т.д.);
  • Не подписывать безоговорочно документы, оформляемые по итогам проверки;
  • Всегда быть готовым оспорить результаты проверки, не пропустив установленных законом сроков;

В соответствии со статьей 17.1 Налогового кодекса Украины налогоплательщик имеет право:

 

17.1.2. представлять свои интересы в контролирующих органах самостоятельно, через налогового агента или уполномоченного представителя;

 

17.1.6. присутствовать при проведении проверок и предоставлять объяснения по вопросам, возникающим во время таких проверок, знакомиться и получать акты (справки) проверок, проведенных контролирующими органами, перед подписанием актов (справок) о проведении проверки, в случае наличия замечаний по содержанию (текста) составленных актов (справок) подписывать их с оговоркой и подавать контролирующему органу письменные возражения в порядке, установленном Кодексом;

 
17.1.7. обжаловать в порядке, установленном Кодексом, решения, действия (бездействие) контролирующих органов (должностных лиц), предоставленные контролирующими органами налоговые консультации;

 
17.1.8. требовать от контролирующих органов проведения проверки сведений и фактов, которые могут свидетельствовать в пользу налогоплательщика;

 

17.1.9. на неразглашение контролирующим органом (должностными лицами) сведений о таком плательщике без его письменного согласия и сведений, составляющих конфиденциальную информацию, государственную, коммерческую или банковскую тайну и стали известны во время выполнения должностными лицами служебных обязанностей, кроме случаев, когда это прямо предусмотрено законами;

 

17.1.11. на полное возмещение убытков (вреда), причиненных незаконными действиями (бездействием) контролирующих органов (их должностных лиц), в установленном законом порядке;
Следует помнить, что должностные лица и другие работники органов доходов и сборов, которые приняли неправомерные решения, совершивших неправомерные действия или допустили бездействие, в том числе в личных корыстных целях или в интересах третьих лиц, несут уголовную, административную, дисциплинарную и иную ответственность в соответствии с законом. А вред, причиненный лицам и их имуществу неправомерными решениями, действиями или бездеятельностью органов доходов и сборов или их должностных лиц или других работников при выполнении ими своих служебных (трудовых) обязанностей, возмещается этими органами, организациями в порядке, определенном законом.

 

У Вас проверка — что следует в первую очередь делать:


1.
Прежде всего, убедиться действительно перед Вами работники органов доходов и сборов, — требуйте показать служебные удостоверения, четко назвать свои должности, фамилия, имя и отчество, причину и основания прибытия на место осуществления предпринимательской деятельности;

 

2. Требуйте у проверяющих заполнить Журнал проверок;

 

3. Подробно ознакомиться и снять копии направления на проведение такой проверки, в котором указываются дата выдачи, наименование контролирующего органа, реквизиты приказа о проведении соответствующей проверки, наименование и реквизиты субъекта (фамилия, имя, отчество физического лица — налогоплательщика проверяемого) или объекта, проверка которого проводится, цель, вид (документальная плановая/внеплановая или фактическая), основания, дата начала и продолжительность проверки, должность и фамилия должностного (служебного) лица, которое будет проводить проверку. Направление на проверку в таком случае действительно при наличии подписи руководителя контролирующего органа или его заместителя, который скреплен печатью контролирующего органа. Также у проверяющих должна быть копия приказа о проведении проверки;

 

4. Фамилии, указанные в направлении на проведение проверки, должны соответствовать служебным удостоверением;

 

5. Не предъявление либо не направления в случаях, определенных налоговым Кодексом, налогоплательщику (его должностным лицам или его уполномоченному представителю, лицам, которые фактически проводят расчетные операции) этих документов или предъявления указанных документов, оформленных с нарушением требований, установленных настоящим пунктом, является основанием для недопущения должностных лиц контролирующего органа к проведению документальной выездной или фактической проверки.

 

В случае вымогательства проверяющими неправомерной выгоды — денежные средства или иное имущество, преимущества, льготы, услуги, нематериальные активы и т.д., плательщик ни в коем случае не должен идти на уступки. Всегда Вы должны помнить, за дачу неправомерной выгоды (взятки) так же предусмотрена уголовная ответственность, как и за его получение.

 

Лицо, обещающее или предоставившее неправомерную выгоду, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении него были совершены действия по вымогательству неправомерной выгоды и после предложения, обещания или предоставление неправомерной выгоды она сообщению ей о подозрении в совершении преступления добровольно заявило о случившемся в правоохранительный орган.

 

С целью доказательства в дальнейшем факта вымогательства, а не предложения, или провокации, необходимо принять все доступные меры фиксации разговоров или поведения проверяющих (привлечение к разговору других лиц, которые могли бы подтвердить вымогательство, применение видео и аудиозаписи, разговора желательно проводить в местах, где есть камеры видеонаблюдения и т.д.).

 

По каждому такому факту необходимо обращаться в правоохранительные органы Украины — Службу безопасности, Министерство внутренних дел, прокуратуру. Также в случае вымогательства неправомерной выгоды работниками Миндоходив, плательщик может обращаться в управление внутренней безопасности.

Круглосуточно действует телефон горячей линии Министерства доходов собрания — «Пульс» для сообщений о неправомерных действиях работников налоговой и таможни (044) 284-00-07.
Следует помнить, что коррупцию можно преодолеть только тогда, когда налогоплательщики будут соблюдать лишь два правила:
ПРАВИЛО ПЕРВОЕ — НЕ ДАВАТЬ ВЗЯТКИ!
ПРАВИЛО ВТОРОЕ — ЧЕСТНО ПЛАТИТЬ НАЛОГИ И ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ!