Налоговая либерализация может облегчить жизнь бизнесу

Реформы26 октября был зарегистрирован проект Закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно налоговой либерализации». В самых радикальных изменениях для плательщиков налогов разбирались юристы ЮК Prove Group.

Проект закона предусматривает внесение системных и существенных правок в текст всего Налогового кодекса Украины. Базовыми изменениями является вопрос администрирования налогов, в частности законопроектом предлагается внедрить электронный кабинет плательщика налогов. Теоретически это существенно облегчит бизнесу процесс общения с фискальными органами, так как всю коммуникацию можно будет вести в он-лайн режиме через электронный кабинет (исключением будут только документальные проверки).

«Посредством электронного кабинета можно будет подавать отчетность, получать информацию о состоянии оплаты и начисления налогов, в форме извлечения или выписки будут доступны данные из баз налоговой», – комментирует законопроект В. Кочкаров управляющий партнер ЮК Prove Group. Также интересным аспектом является то, что решения налоговых органов могут быть обжалованы в административном порядке на уровне соответствующего подразделения Министерства финансов Украины. В дополнение к этому предусматривается, что будет создана Служба финансовых расследований, а подразделение налоговой милиции ликвидировано.

«Однако не будем забывать, что вопрос внедрения электронного кабинета тянется еще с 2013 года, инициатива похвальная, но важно, чтобы она была реализована, а не стала очередным популистским инструментом в руках законодателя», – добавил юрист.

Что касается изменений в упрощенной системе налогообложения, то для плательщиков 1 и 2 группы единого налога базовые элементы практически не меняются, но появляется привязка объема доходов к размеру минимальной заработной платы. Кроме этого, для плательщиков третьей группы предусматривается постепенное увеличение ставки единого налога. Ставка будет увеличиваться раз в год и к 2018 году должна составлять 5 % – для плательщика НДС и 10 % для неплательщиков НДС.

Положительные изменения предполагаются и в части ЕСВ, так как устанавливается единая ставка 20% и отменяется ЕСВ, который удерживается из зарплаты сотрудников. При этом самозанятые лица определяют размер ЕСВ для себя самостоятельно, но не ниже минимального. Следует отметить, что проектом не только предусмотрено уменьшение ставки ЕСВ, но и уменьшение налога на доходы физических лиц, а именно вместо существующих 15 % и 20 % будет ставка 10 %.

Интересным нововведением является возможность в отдельных случаях вести предпринимательскую деятельность без регистрации предпринимателем, при условии, что доходы от такой деятельности в год не должны превышать 250-кратного размера минимальной заработной платы, что по состоянию на сегодня составляет 344 500 грн.
«В целом законопроект можно воспринимать как прогрессивный, поскольку проводится попытка решить вопрос с уменьшением ЕСВ, что должно повлиять на легализацию заработной платы, кроме того положительным моментом является акцент на введении электронных сервисов и усовершенствование процедуры административного обжалования решений налоговых органов. Однако, на наш взгляд, ложкой дегтя остается двухуровневая система обжалования налоговых решений. ГФС не может, и это подтверждается статистикой, обеспечить их объективное рассмотрение. Напомним, что на протяжении последних нескольких лет решения в пользу плательщиков налогов принимались ГФС в 3-5 случаях из 100.

Будем надеяться, что все благие намерения выведут реформирование фискальных органов на положительные результаты для бизнеса, поскольку на данном этапе о них еще говорить рано», – резюмировал Кочкаров.